art-school-family.ru

Что нужно для росписи ткани. Техники росписи по ткани: горячий, холодный и узелковый батик

Содержимое

Роспись по ткани - очень увлекательное занятие, можно создавать поистине замечательные вещи. Тем более что материалов и инструментов много не потребуется. Кое-что можно найти у себя дома, остальное докупить в ходе работы.

Материалы и иснтрументы

У мастеров батика достаточно обширный инструментарий. Не обязательно покупать все сразу.

Ткань

Ткани используются самые разные, но предпочтительнее будут натуральные. Новичкам в этом деле лучше брать искусственные, хотя мастера батика резко против. По-моему, так лучше пробовать на искусственном крепе, шифоне, шелке или крепдешине. Обязательно постирайте его перед тем, как натянете на раму, в противном случае, краска будет плохо проникать в волокна.

Не страшно, если вы перепортите несколько дешевых тряпочек. Когда вы научитесь рисовать на ткани, смело берите натуральный материал - шелк, шифон, батист или маркизет: видеть как разливается по нему краска - одно удовольствие.

Для горячего или узелкового батика обычно берут бязь или ситец.

Раздвижные рамы и подрамники

Без них роспись не получится, так как ткань в процессе работы должна быть туго натянута. Некоторые умельцы используют пяльцы, но натяжение на них желает оставлять лучшего, а потом, размер и форма пялец значительно сужает ваши возможности.

Раздвижная рама для росписи по ткани продается в специализированном магазине для творчества. Она бывает разных размеров и позволяет по желанию устанавливать высоту и ширину полотна, варьировать его форму (сделать прямоугольную или квадратную). Раньше такую раму было сложно найти.

Подрамник очень похож на раму, но одна сторона плоскости рамы скошена, чтобы при натяжении ткань не касалась рамы, а краска не затекала под нее. Стоят подрамники достаточно дорого, к тому же надо их много - для каждого размера свой.

Кисти

Пожалуй, самый основной рабочий инструмент. Здесь не стоит экономить. Конечно, дома можно найти какие-то кисточки, но скорее всего это бюджетный вариант, который вам не подойдет.

Когда вы наносите краску на ткань, вам не должны мешаться ни неправильная форма кисти, ни лезущие из нее волосины. Специальные кисти для росписи по ткани очень недешевы, но все-таки имеют приемлемую цену. Для техники горячего батика подходят только кисти из щетины, остальные просто расплавятся.

Основные инструменты - ткань, раму и кисти мы приобрели. Что еще потребуется?

Краски

На самом деле выбор красок для батика очень широк. Все краски можно приобрести в художественном магазине или заказать через интернет-магазины.

Краски используются водорастворимые и акриловые. Водорастворимые краски для батика больше подходят для нежных и тонких тканей. Акриловые же краски больше похожи на гуашь и относятся к категории покрывных красок, т. е. созданы для покрытия поверхности.

Также краски можно разделить на закрепляемые при помощи утюга и те, которые необходимо запаривать.

Стеклянная трубочка

Трубочка нужна для более качественного нанесения резервирующего состава на ткань.

Приобретая такую трубку, обратите внимание на ее диаметр: чем он меньше, тем тоньше будет линия перехода от одного цветового пласта к другому.

Контуры

Обычно контуры применяются для холодного батика. Приобретаются там же, где и краски. Большой выбор цветов и различных эффектов - блестки, перламутр, объем.

Много контуров сразу брать не стоит, пока вы дожидаетесь вдохновения, они могут просто засохнуть. Помимо контуров и резервов в тюбиках в художественных магазинах можно приобрести резервирующий состав в баночках.

Чантинг

Это специальный инструмент для нанесения жидкого воска на ткань.

В принципе, его можно и не покупать, а использовать тонкую кисточку из щетины или резервы для холодного батика.

Кнопки

Кнопки нам потребуются для натягивания ткани на раму. Это могут быть обычные канцелярские гвоздики-кнопки с тонким кончиком (чтобы ткань не порвалась). Они имеют два вида: с шариком вместо шляпки, что очень неудобно при использовании, так как палец давит на маленькую поверхность и становится больно, и кнопки с плоской шляпкой, которыми очень удобно пользоваться.

Сейчас в магазинах существуют специальные кнопки для ткани, которые имеют три зубчика. Они меньше всего травмируют ткань при натяжении. После обычных кнопок на шелке, например, остаются дырки. Такой набор кнопок обойдется в 300 рублей.

Парафин или воск

Они используются для занятий горячим батиком. Кто-то использует только воск, а кто-то мешает его с парафином, так как чистый воск потом трудно ломается.

Количество необходимого воска и парафина можно определить только «методом проб и ошибок».

Мелочи

К нужным мелочам относятся: карандаши, простые и цветные, палитра для размешивания красок, кальки, ластик, фломастеры (чтобы обводить шаблон рисунка для батика, так его будет лучше видно), тонкая бечевка или нитки, нужные для узелкового батика, спирт (для смешивания с краской ради улучшения ее растекаемости по ткани), фен для сушки рисунка, соль для достижения солевого эффекта, дистиллированная вода для разведения краски (она без примесей), мочевина - придает батику красивый акцент.

Новинки для батика

Очень радует, что в магазинах появляется все больше различных материалов и приспособлений, которые позволяют мастерам батика проявлять свою фантазию и творческие решения в полной мере. К таким новинкам относятся уже упоминаемые ранее кнопки с тремя зубчиками.

Или, например, фантомный маркер. После того как рисунок им нарисован, а сверху нанесены резервы и краски, то маркер пропадает.

Электрический чантинг

Специальные когти, натягивающие ткань уже готовой одежды или платка не повредят ткань и не оставят дырочек.

Батик- материалы.

МАТЕРИАЛЫ

Что нам потребуется:

ТКАНЬ.

Ткань лучше выбрать натуральную. По составу - шелк, хлопок, тонкая шерсть, лен.
Начинать проще всего на хлопке. Удобно учиться и затрат минимум. Хлопок послужит для панно, картин. А вот для одежды, особенно после воска - в горячем батике - не подойдет. Для «тренировки» можно брать лоскуты от бывших простыней, рубашек. Плюс в том, что они многократно стираны, а значит, легко будут впитывать краску, но и минус - на старой ткани краски заметно блекнут.
Недостаток синтетических тканей в том, что они недостаточно хорошо впитывают воду, краска может плохо растекаться. При выборе ткани можно сделать следующее - на постиранную ткань капнуть воды или краски. Если капля лежит на поверхности и не растекается, то для росписи такая ткань не подойдет. Если краска наносится легко, можно работать. Но стоит учесть, что при высоких температурах (при фиксации краски утюгом или в духовке) синтетика имеет свойство плавиться.
Шелк - самый лучший вариант. Для изготовления предметов одежды и аксессуаров - идеален. Цена выше, зато работать с шелком интереснее, появляется больше возможностей.

При покупке в специализированных магазинах достаточно спросить шелк под роспись (неаппретированный неокрашенный).
Видов шелка множество. Вот несколько разновидностей.
Информация с сайта Московского шелкового комбината «Красная Роза» http://www.red-rose.ru/product.html
К классическим шелковым тканям относятся:
. Креп-шифон - наиболее тонкая, легкая прозрачная креповая ткань полотняного переплетения. Выпускается гладкоокрашенными и набивными.
. Креп-жоржет - тонкая полупрозрачная креповая ткань полотняного переплетения. Отличается повышенной упругостью и малой сминаемостью.
. Крепдешин - креповая ткань полотняного переплетения. Ткань непрозрачная, с умеренным блеском и зернистой поверхностью.
. Атлас - креповая ткань атласного переплетения. Изнаночная сторона, образованная креповыми нитями имеет зернистую поверхность. Лицевая гладкая, блестящая. Расцветка гладко крашенная и набивная.
. Туаль - ткань из натурального шелка сырца полотняного переплетения. Гладко крашеная. Применяется в качестве подкладочной ткани.

В продаже есть всевозможные шелковые ткани - жаккард, фактурный шелк, атлас-стрейч, дикий шелк. Но роспись по ткани со сложной фактурой более трудоемка, и, для батика, как правило, выбирают все те же классические туаль, атлас, крепдешин.

На что натянуть

Чтобы расписывать ткань, ее необходимо закрепить на рамке или пяльцах.
Пяльцы - удобный вариант для небольших по размеру работ или для росписи фрагмента одежды.
Но чтобы проникнуться всем великолепием батика, нужен больший размер, и здесь понадобится рама.
Выбирайте - сколотить самим подрамник нужного размера или купить уже готовую.
Готовые специальные рамы для батика удобны тем, что они, как правило, раздвижные - можно установить любой размер. А еще они бывают со специальными приспособлениями для натяжения ткани (крючочки, дырочки для кнопок и т.п.).

Для закрепления ткани на деревянную раму используем обыкновенные кнопки или булавки. Если ткань очень тонкая - помогаем иголкой и ниткой.
Не очень приятны «классические» кнопки с отогнутым уголком, который, врезающимся клином, будет раздвигать и рвать ткань.

Как натянуть на раму.

Те, кто шьет, прекрасно знает, как кроится одежда. Всегда выверяется долевая нить. Направление долевой нити - вдоль кромки. Поперек - соответственно поперечная. По долевой ткань почти не растягивается, чуть больше растягивается поперек. А вот по косой, по диагонали - ткань можно очень сильно растянуть, деформировать.
Поэтому при натяжении мы стараемся соблюдать эту строгую параллельность-перпендикулярность. За углы, что есть силы, не оттягиваем, а наоборот - стараемся из серединок закреплять до уголков. Кнопок или булавок потребуется довольно много. Натягиваем довольно сильно, чтобы ткань не провисала.

Если рамка самодельная, не раздвижная, а размер ее больше, чем лоскут ткани, который будем расписывать, то можно пришить кусочки другой, ненужной ткани по краям, чтобы у разных тканей совпадало направление долевой нити, и затем натянуть, закрепляя за пришитые «ненужные» лоскуты.

Не забывайте важную вещь - ткань берем с небольшим запасом по всем четырем сторонам. Когда наш батик будет готов, его нужно будет оформлять - подшивать или вставлять в раму.

КРАСКИ

Красок много, хороших и разных. На любой вкус и кошелек.

Условно поделим краски по способу закрепления на ткани - «под утюг» и «под запаривание».
Чтобы зафиксировать на ткани краски «под утюг» достаточно прогладить утюгом. Для красок «под запаривание» этого недостаточно, дополнительно их необходимо обрабатывать паром около часа.
При покупке красок уточняйте у продавцов способ закрепления краски. У красок разные составы, разные свойства.
Например, если краска «под утюг» высыхает, пользоваться ей нельзя - растворяться водой она не будет. Краски «под запаривание» можно развести снова. На этом основаны некоторые эффекты, которые недоступны при работе с красками «под утюг». Например, интересные вещи получаются, если размывать водой окрашенную ткань или посыпать на мокрую ткань высохшую «пыль» от таких красок. Также краски, для которых необходимо запаривание, более текучие, ими проще сделать плавный переход цвета, и именно их, как правило, используют для художественной росписи.
Есть мнение, что они более яркие, темные, и мне тоже так казалось, пока я не попробовала черную краску «под утюг».
Цены на краски очень отличаются, но нельзя сказать, что красители «под утюг» существенно дороже красителей «под запаривание» - все зависит от конкретных производителей красок.

Я начинала с набором «Хобби-батик» от «Гаммы». Такие краски необходимо запаривать.

На фото 2 варианта. Набор в темной коробке уже не выпускается, но еще продается в некоторых магазинах. В светлой коробке - новинка, изменилась форма баночек и упаковка. Содержание осталось прежним. Особенно понравилась инструкция, входящая в набор, где все технологии описаны сжато, четко и понятно.

В состав набора входит пять красок (красная, желтая, зеленая, синяя, черная), стеклянная трубочка и резерв в тюбике. Трубочка и резерв используются в холодном батике. Про них написано ниже.
Обратите внимание - резерв в тюбике более густой, чем это нужно для работы, очень рекомендую купить дополнительную баночку резерва.
Дополнительно к пяти краскам, входящим в набор, можно отдельно купить еще краски: оранжевую, алую, бирюзовую, пшеничную, красно-коричневую и фиолетовую.
Плюсы таких красок. Во-первых, доступность. Набор «Хобби-батик» продается очень во многих местах. Поищите в ближайшем магазине канцтоваров. Недорогая цена. Идеально для того, чтобы учиться..
Плюс также и в том, что после высыхания, их можно разбавлять водой. Но не злоупотребляйте! Разводить бесконечно высохшие краски, конечно, не стоит - ухудшится их качество.
Краски эти необходимо запаривать, и минус таких красок - риск, что при запаривании краска потечет. На ткани краска держится не очень хорошо. Если вы собрались расписывать предметы одежды, то не исключены неприятные сюрпризы при стирке и запаривании. А для панно на стену краски вполне подходят - за годы, проведенные на стенах солнечной комнаты, мои работы так и не выгорели.
Еще из отечественных красок, которые необходимо запаривать, нужно упомянуть про анилиновые краски в таблетках, продающиеся в хозяйственных магазинах. Плюсы и минусы остаются те же - доступная цена, но риск испортить работу при запаривании.

Теперь про краски «под утюг»
Совсем недавно «Гамма» выпустила наборы акриловых красок для ткани - 5 или 9 красок, резерв, трубочка, инструкция (фото взяты из буклета «Гаммы»).

И еще можно докупить дополнительно другие цвета по отдельности. Всего 25 оттенков, из них 9 - флюоресцентные (ну очень яркие).

Плюсы те же - доступность по цене, удобно учиться, яркие и насыщенные цвета, удобно закреплять. Возможно, они уже появились в «ближайшем магазине канцтоваров».

Импортные, дорогие краски под утюг. Я пользовалась немецкими красками “Javana” и “Marabu”. Очень хорошие, яркие, прекрасный выбор цветов. Испытала приступ удивления, когда отутюженный батик не окрасил воду, в которой я его стирала.

Совет. Если покупаете такие краски, не надейтесь купить несколько основных цветов и, смешивая, получить остальные оттенки. Лучше купить именно те, которые будут в вашей работе, и смешивать как можно меньше! Цвета уже сложные, и при смешивании может получиться грязь.
Краски фиксируются утюгом, при этом очень устойчивы, прекрасно держатся на ткани, не выгорают и не отстирываются. Высокое качество по высокой цене.

“Javana” и “Marabu” очень известные марки, но существует еще много фирм-производителей красок, резервов и прочих материалов для батика.

Не забывайте уточнять у продавцов способ закрепления красок, для чего и как используется краска. Здесь везде речь идет о красках жидких, “silk”, «для шелка», а еще бывают покрывные, густые - “textil”, «для текстиля». Они наносятся на ткань, не растекаясь. Это совсем другая технология росписи.
Например, отечественные акриловые (густые) краски, такие как Olki.

Внимательно читайте инструкции - в них может быть ограничение по составу ткани - например, краска только для натуральных тканей или в смесовых тканях строго ограничивается процент синтетики.
Как наносить красители на ткань.

Краски «для запаривания» обычно очень концентрированные. Их предварительно разводят. Для холодного батика краски рекомендуют разбавлять раствором соды (1 чайная ложка на стакан кипяченой воды) в пропорции 1:1. Для горячего батика - просто водой. Растворы хранят не более двух дней.
Для растворов красок заранее запаситесь пластиковыми баночками, стаканчиками из-под творожков-йогуртов.
Краски «под утюг» после высыхания уже не используют. И использовать для них дополнительные емкости, вроде пластмассовой палитры - только тратить время на отмывание оной, так как краска в процессе работы очень быстро высыхает. Удобно набирать кистью прямо из банки, и уже смешивать на блюдце или в той же пластиковой баночке.

Чем наносится краска.

Кисточки - как в акварели - круглые, мягкие (белка, колонок), большие - для покрытия больших площадей, маленькие - для «ювелирной работы». Не забываем тщательно промывать их после работы. Особенно после красок «под утюг».
Если нужно покрыть ровно большую поверхность, можно использовать поролон (отрежем от хозяйственной губки), или вату, намотанную на палочку, карандаш, или вилку. Можно закрепить тампон нитками. Использование ватного тампона вместо кисти очень актуально в горячем батике. Когда краска наносится поверх воска, кисть можно легко повредить, «засалить» об провощенную поверхность ткани.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГОРЯЧЕГО БАТИКА

В горячем батике участки ткани, куда не должна попасть краска, покрывают расплавленным воском. В классическом батике использовали натуральный воск, теперь под воском подразумеваются парафиновые или стеариновые свечи. Продаются все в тех же хозяйственных магазинах. Самые обыкновенные хозяйственные свечи. Чем бесцветнее, тем лучше.

Для нанесения воска художники используют специальные леечки, трубочки, модули, но мы, для начала, вполне можем обойтись кистью. Кисть должна быть жесткой. Лучше пара разных кисточек - побольше и поменьше. Желательно - щетина и длинная деревянная ручка. Длинная - чтобы не обжечься. Деревянная - чтобы не плавилась и не нагревалась. После работы воск застынет, его не отмыть и не удалить. Оставляем до следующего раза, и точно так же будем ими работать. Одним словом - кисти для воска - это кисти ТОЛЬКО для воска, или «которые не жалко».

Для того, чтобы расплавить воск, понадобится техническая посуда. Это жестяная баночка, в которую поместим воск, и кастрюлька, ковшик или миска - в которую нальем воды и поставим банку с воском, то есть - разогреем на водяной бане - на плите или электрической плитке.

Заранее запаситесь большим количеством старых газет. Они будут необходимы для удаления воска с готовой работы. Новые не годятся - могут испачкать типографской краской ваш шедевр. Буквы в зеркальном отображении в ваш замысел не входят, правда ведь?

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ХОЛОДНОГО БАТИКА

В холодном батике наносят контур, который не дает краске растекаться. Контур, резервирующий состав или резерв - это одно и то же - представляет из себя густую массу, и для того, чтобы он ложился на ткань тонкой ровной линией, контур наносят из специальных тюбиков с тонким «носиком», а чаще всего из стеклянной трубочки.

У трубочек тонкий носик - от его диаметра зависит ширина линии, и расширение - резервуар для резерва. Трубочки очень хрупкие, поэтому лучше сразу купить несколько.
При покупке трубочек обращайте внимание на носик. Абсолютно одинаковых трубочек не встречала, и каждая из них делает свою линию.

Чтобы набрать резерв в трубочку, в инструкциях рекомендуют воспользоваться резиновыми грушами. Но на практике вдувают собственными легкими. Не торопясь и очень осторожно! Для работы вполне достаточно наполовину заполнить выпуклый резервуар трубочки.

Наносится контур из трубочки почти так же, как обычно рисуем или пишем, например, ручкой, правда, гораздо медленнее. Но если надолго задержать трубочку в одном месте, вместо линии получится некрасивая клякса.

Можно попробовать сделать самим приспособление для нанесения резерва, заменяющее трубочку. Берете пустой стержень от гелиевой ручки. Снимаете наконечник. Промываете-продуваете трубочку от чернил и геля. Иголкой изнутри наконечника выдавливаете шарик. Вставляете наконечник на стержень. Трубочка готова. Пользоваться точно так же, как и стеклянной. Немного неудобно набирать резерв, но зато такой трубочкой получаются поразительно тонкие линии. Наносите резерв не спеша и внимательно - очень тонкие линии таят подвох - пропускают краску. И так как наконечник железный и достаточно острый, он может царапать и цеплять ткань.

Важное правило - трубочки всегда очень тщательно промываем после работы. Чем резерв растворяется, тем трубочки и мыть. Если водой - то водой, а если бензином - то бензином, можно растворителем для масляных красок, и после - горячей водой с мылом.
Промываем так - несколько раз набираем воду или растворитель, и с усилием выдуваем.
Если резерв застынет, трубочкой пользоваться станет невозможно.

Импортные резервы продаются в тюбиках с тонкими длинными наконечниками. Наконечники бывают сменные, с отверстиями разных диаметров. Из этих же тюбиков резерв наносится на ткань. Когда он закончится, можно приобрести баночку с резервом, и, поместив резерв в тюбик, продолжить им работать.

При нанесении из тюбиков нужно постоянно выдавливать резерв, а из трубочки он вытекает сам. С трубочкой работать гораздо удобнее.

Теперь о резерве.
Условно поделим его на две группы - те, которые разбавляются водой (как правило, это импортные резервы), и те, которые разбавляются бензином (как правило, отечественные, в частности «Гамма»).

Еще существуют декоративные контуры, которыми можно украшать работу, но при всем своем великолепии краску не держат, пользоваться ими как резервом нельзя, они для этого не предназначены. Есть даже фломастеры по ткани, что уж совсем упрощает роспись.

Плюсы импортного резерва - разнообразные оттенки, в том числе и золотистые-серебристые, нейтральный запах, просто разбавить водой, просто отмыть трубочку.
Минус же перекрывает многие плюсы. Он не достаточно хорошо «держит» краску.
Видимо, это происходит из-за того, что он растворяется водой. Например, если покрыть ткань обильно краской или водой с двух сторон от линии контура - тот, что растворяется бензином, выдержит такой «напор», так как от воды не растворяется. Пропустить краску он может только там, где контур прерывается, либо в том случае, когда краска перетекает поверх контура. А если то же самое попробовать сделать с резервом, растворяемым водой, то раствор краски начнет и окрашивать контур, и, как мне показалось, подмывать его. В итоге краску он сдерживает как-то произвольно, непредсказуемо, появляются неприятные протечки.

Поэтому начать лучше всего будет с проверенного «Гаммовского» резерва.
Из минусов такого резерва - только малоприятный запах, и то, что отмывать его с трубочек необходимо не водой, а тем же бензином или растворителем.
До недавнего времени «Гамма» выпускала только бесцветный резерв, а теперь к нему добавились новинки - красный, синий, зеленый и черный (а позже еще и золотой, серебряный и медный).

Если резерв густоват для работы, его разбавляют бензином.
Когда в помещении прохладно, он может стать более густым. Чтобы резерв размягчился, слегка погрейте баночку в руках или поставьте ее ненадолго в теплую воду.

Важное замечание - такой резерв нельзя хранить на морозе. На первый взгляд, он остается таким же, но потеряет свои свойства. Если резерв замерзнет при транспортировке, работать им будет нельзя!

Отдельно расскажу про бесцветный резерв. Мне нравится работать с бесцветным контуром. Если окрашивать ткань в несколько слоев, контуры получаются разноцветными, с переливами.
При высыхании бесцветный контур становится почти незаметным. И окрашивать почти «в слепую» очень неудобно. Можно смешать бесцветный и совсем немного цветного (главное, чтобы они оба растворялись бензином). А еще можно подкрасить контур масляной краской, предварительно обезжиренной, либо пигментом для масляной краски. В отдельной маленькой баночке мешаем резерв, капельку бензина и капельку масляной краски до однородного состояния. Таким способом добиться насыщенного цвета у резерва трудно, но вполне достаточно для того, чтобы он был заметен на ткани.
Нанесенный на ткань и высохший бесцветный контур можно «обнаружить», если увлажнить ткань.

Если резерв плохо вытекает из трубочки, немного разводим. Импортный - водой, «Гаммовский» - бензином. По чуть-чуть, методом проб и ошибок, пока он не станет выходить ровно, без прерываний. Если перестараться и разбавить очень сильно, контур на ткани расплывется, и краску держать не будет.
Очень удобны баночки из-под фотопленок с крышечками. В одной можно хранить разведенный для работы резерв, а в другой бензин или растворитель для отмывания трубочки.

Когда нет возможности купить резерв, либо не устраивает готовый, возникает желание сварить его самим.

На интересных сайтах, посвященных батику и не только, найдены хорошие рецепты резерва и описания, как его делать.

Рецепты с сайта Дарьи Чужой
http://darja-21.narod.ru/Batik-kurs.htm

Рецепт-1.
. 100 граммов резинового клея марки "А"(другие марки не подходят)
. 25 граммов парафина (одна хозяйственная свеча около 30 гр.)
. 100 граммов бензина (любого)
. 1 грамм канифоли

Компоненты смешивают следующим образом: в техническую огнеупорную посуде (кастрюльке) наливают бензин, в нём растворяют клей, затем добавляют мелко наструганный парафин и канифоль. Посуду ставят на маленький огонь, на водяную баню (желательно на электрическую плитку, т.к. состав очень легко воспламеняем) и, постоянно помешивая, варят не менее 15 минут, не доводя до кипения. Показателем готовности является растворение всех компонентов и однородность состава.

Рецепт - 2
. 200 граммов резинового клея только марки "А"
. 200-250 граммов бензина или разбавителя № 2
. 20 граммов парафина (свечки).

Приготовить, как в первом рецепте.

Хранить резерв в тёмном месте, в стеклянной посуде, герметично закрытым, иначе бензин испарится и состав загустеет. Если же такая неприятность случится, то отчаиваться не стоит и выбрасывать не годный уже р.с., тем более. Возьмите тот же бензин, который использовали для приготовления состава, и просто разбавьте р.с. до нужной густоты, если потребуется, то немного разогрев его на водяной бане.
После приготовления, или разбавления, состав применять можно не ранее, чем через сутки, предварительно попробовав его на ненужном куске ткани.

Рецепты с сайта «Галерея Надежды Шубиной»,
материал Из книги "Подарки из батика", автор А. Я. Жолобчук
http://members.tripod.com/~shubina_galle ry/library/batik/batik5.htm

Приготавливая резерв для холодного батика, следует строго придерживаться правил пожарной безопасности. Резерв варится на водяной бане на закрытом огоне (электроплите с закрытой спиралью) в хорошо проветриваемом помещении.
В металлическую или стеклянную банку насыпают измельченный парафин. И для того чтобы он расплавился, ставят на водяную баню в небольшой сосуд с маленьким количеством кипящей воды так, чтобы банка с парафином могла в ней стоять вертикально. Если резерв приготовляется в стеклянной банке, то в воду на дно необходимо положить кусочек ткани, чтобы в кипящей воде стеклянная банка не треснула.
Когда парафин расплавится, в него вливают резиновый клей, воск, канифоль, вазелин в соответствии с рецептом, хорошо размешивают и потом постепенно вливают бензин. Смесь нагревают на кипящей водяной бане, получая, таким образом, однородную массу, готовую к применению - резерв.
Приготовленный резерв хранится в плотно закрытой посуде. При длительном его хранении парафин, воск выпадают в осадок, бензин испаряется. Поэтому перед использованием резерв следует подогреть на водяной бане, и если он загустел, долить немного бензина. Количество бензина в предлагаемых рецептах может колебаться в пределах 20-30г. меньше или больше - это зависит от густоты резинового клея. В процессе изготовления резерва бензин следует вливать не весь сразу, а по частям, при этом делая пробы резерва на ткани, которая подлежит росписи. В холодном батике резерв не удаляется, а остается на ткани.
Наиболее используемым и распространенным является рецепт № 1. Получаемый резерв прозрачен, дает чистый контур, при высыхании не виден. Резервы с добавлением пчелиного воска пластичны, хорошо растекаются, но при высыхании получается желтый контур.
Если в задуманном вами произведении нужен цветной контур, то резерв можно подкрасить. Для этого применяют художественные масляные или печатные краски, которые для этого обезжиривают: краску выдавливают на пористую бумагу, сдавливают под небольшим прессом. Когда жировые пятна на бумаге станут еле заметными, то это значит, что краска обезжирилась и ее можно смешивать с приготовленным резервом. В одной работе можно применять несколько цветных резервов, в зависимости от ваших идей.
Следует учесть, что резервы с применением масляных и печатных красок дольше высыхают.
Правильно приготовленный резерв имеет хорошие текучесть и пластичность, пропитываемость ткани. Если во время приготовления резерва в него добавили слишком много парафина, то он плохо пропитает ткань и будет лежать сверху так называемой колбаской. Такой резерв очень ломкий - через трещины он будет пропускать краски («стрелять»), которые будут заходить друг на друга и смешиваться в совершенно не нужных вам местах.
Если в резерве содержится больше положенного резинового клея, то, при наведении контурных линий из носика трубочки, будут отделяться тоненькие волоски клея (паутинки) и оседать на ткань в ненужных местах. Удалить их почти невозможно, и во время крашения они образуют не закрашенные линии.

Итак, нам понадобятся
- ткань;
- рама и кнопки (или пяльцы);
- краски;
- кисточки;
- для горячего: воск (свечи), кисти для воска и техническая посуда (жестяная банка и миска) и газеты;
- для холодного: резерв и трубочка (либо резерв в тюбике);

А также нам понадобятся фен (для сушки), утюг, электроплитка (или плита), уксус (для полоскания и запаривания), бензин, растворители, емкости для разведения красок или резерва. Всегда под рукой тряпочки-салфетки.

Теперь о технике безопасности!

Меня постоянно преследует информация о вреде материалов, с которыми работают при создании батиков. Говорили, что страшно вредны анилиновые красители (я в меру своей химической безграмотности считала все отечественные краски для ткани анилиновыми), жуткие вещи прочла про пары парафина (в горячем батике, когда свечки растапливаются на водяной бане) - умоляю, не дышите над ним! Сама с трудом переношу запах бензинорастворимого резерва.
Вывод - обязательно и всегда работать в хорошо проветриваемом помещении. Это очень важно!
Если передумали делать батик из-за «вредности», то обратите внимание на то, что все материалы продаются свободно, и при этом как материалы для хобби. На курсах и в студиях батиком занимаются дети и беременные женщины.
Бояться не стоит, но осторожность лишней не бывает.

Обратите внимание также на то, что все, с чем Вы будете работать - бензин, парафин - являются легко воспламеняемыми веществами. Краски по текстилю даже находятся в запрещенном списке при отправлении посылок почтой, как огнеопасные.
И воск разогревать будет гораздо безопаснее на электроплитке, чем на открытом огне.
Будьте крайне внимательными!

Узнайте, как сделать ткань батик горячим, холодным, узелковым способом, чтобы изготовить из него красивый шарф или сделать из старой футболки дизайнерскую вещь.

Виды батика


Батик представляет собой ручную роспись по ткани (на синтетике, шелке, шерсти, хлопке) для которой используют резервирующие составы.

Вкратце о технологии этого рукоделия: на полотно наносятся краски, чтобы на стыке оттенков получить четкие границы, применяют закрепитель, называемый резервом. Он изготовлен на водной основе или с использованием бензина, парафина, его состав зависит от выбранной ткани, техники, красок.

Слово «батик» в переводе с индонезийского «капля воска». Есть несколько способов получения рисунка на ткани по данной технологии:

  • холодный;
  • горячий;
  • окрашивание скрученной и связанной ткани;
  • свободная роспись.
Более детально рассмотрим их отличия:
  1. В горячем батике в качестве резерва используют воск. Его наносят специальным инструментом, который называется чантингом. Воск ограничивает распространение краски, так как не поглощает её. Его расплавляют, поэтому данный вид называется горячим батиком. Краска наносится в несколько слоев. По окончании работы воск удаляют. Таким способом чаще всего расписывают хлопчатобумажную ткань.
  2. Холодный батик прекрасно подходит для декорирования шелка, искусственных тканей. В этой технологии используются краски на основе анилина. Резерв может быть жидким, когда он приготовлен на основе бензина и густым, если имеет резиновую составляющую. Есть бесцветные и цветные резервы. Резиновые наносят из тюбиков, а бензиновые посредством стеклянных трубочек с резервуарами. В холодном батике однослойное нанесение краски, поэтому работа требует большей аккуратности по сравнению с горячим способом.
  3. Свободная роспись применяется на тканях из синтетических волокон и натурального шёлка. Для нее чаще всего используют анилиновые красители и масляные краски.
  4. При узелковом батике на окрашиваемой поверхности сначала завязывают много мелких узелков, перевязывая их ниткой. После окрашивания их удаляют.
  5. Складной батик или «сибори» - это перевязывание ткани определенным образом с последующим окрашиванием.

Как декорировать шарфик своими руками?

Перейдем от теории к практике. Попробуйте сделать такой очаровательный шарф, изготовив ткань батик холодным способом. Для этого возьмите:

  • прямоугольник белого шелка размером 0,5х1 м;
  • кнопки;
  • рамку для натяжения ткани;
  • прозрачный резерв и трубочка для него;
  • специальные краски для батика голубого и синего цвета;
  • бензин, который используют для зажигалок;
  • емкости, чтобы разводить краски;
  • 2 кисточки;
  • крупную соль.
Увлажните ткань водой, используя кисть. Натяните полотно на раму, прикрепите к ней кнопками. Чтобы сделать ткань батик, нанесите на полотно кистью голубую краску.

Если у вас рамка меньшего, чем полотно, размера, красьте его секторами. Для этого приколите одну часть, оформите ее, затем - вторую и последующие.


В данном случае роспись по ткани начата со среднего сектора. Здесь по плану должны находиться облака. Разбавьте краску небольшим количеством воды, нанесите на полотно, а сверху посыпьте крупной солью. Такая манипуляция нужна для того, чтобы соль впитала воду, при этом на ткани останутся эффектные разводы.


Посушите этот участок струей теплого воздуха, держа фен не близко к полотну, затем стряхните соль. После оформления середины, переходим к краю, на котором изобразим море.

Также намочите этот участок ткани водой, натяните его на раму. Осторожно, чтобы не проглотить резерв, втяните его в трубочку. Выдувая на полотно, изобразите волны или другой рисунок моря. Могут получиться водоросли или чешуя диковинных рыб.


Просушите резерв, вновь увлажните ткань водой, покрасьте этот участок голубой и синей краской.


Натяните другой край шарфа, на котором будет изображена земля и растения на ней. Нарисуйте резервом цветы, например, ромашки, траву, просушите. Увлажните ткань, раскрасьте эти цветы.


Высушите шарф феном, снимите с рамы. Чтобы закрепить краску, несколько раз прогладьте оформленное полотно с лицевой и изнаночной стороны утюгом. После этого нужно прополоскать изделие в холодной воде, чтобы ушла соль. В заключение - опять несколько раз прогладить утюгом. Все, можно красиво завязать шарф на шее и полюбоваться тем, каким замечательным он получился.

Роспись по ткани: холодный способ

Посмотрите, какие еще удивительные полотна получаются благодаря данной технологии.


Такое можно заключить в красивую раму и повесить на стену. Для работы использовались:
  • натуральный шелк - крепдешин;
  • черный резерв, стеклянная трубочка для него;
  • кнопки;
  • подрамник;
  • анилиновые краски;
  • простой карандаш;
  • каланоковые кисти.
Начнем с выбора эскиза. Очень эффектно смотрятся цветы. В конце статьи показано, как рисовать некоторые из них, которые вы можете включить в свою композицию.

При нанесении элементов на полотно, рисуйте их так, чтобы каждый имел замкнутый контур. Наносите на контуры резерв не задерживаясь, но и не спеша, чтобы он успел пройти внутрь ткани, но не оставлял кляксы.

  1. Постирайте ткань, хорошо натяните ее на подрамник, закрепив кнопками.
  2. Наполните стеклянную трубочку резервом, нанесите этот состав на контуры элементов картины.
  3. Чтобы было больше оттенков, одну и ту же краску разбавьте разным количеством воды. Для этого удобно использовать одноразовые стаканчики или баночки из-под йогурта.
  4. Сначала распишите цветы - от светлого до темного тона, затем - фон.
  5. Присыпьте полотно солью, дайте ему подсохнуть, затем стряхните соль.
  6. Когда ткань батик высохнет, снимите ее с подрамника. Через сутки прокипятите в течение 3 часов, постирайте в мыльной теплой воде. Прополощите, добавив в воду немного уксуса.
  7. Осторожно отожмите, прогладьте полотно влажным.

Техника батик - горячий способ


Такой подойдет для тех, кто не хочет кропотливо закрашивать каждый фрагмент полотна, проявляя усидчивость. Даже если особо не стараться, все равно получатся эксклюзивные, сделанные в технике батик костюмы, юбки, платки, если затем из полученной ткани сшить эти изделия. Познакомимся с данным способом декорирования ткани поближе.

Традиционно мастерицы сначала наносят на полотно любое из этих веществ в расплавленном виде:

  • парафин;
  • воск;
  • стеарин;
  • либо смесь этих веществ.
Для нанесения раствора на ткань используют специальный инструмент - чантинг, он представляет собой леечку с тонким кончиком.


Сейчас широко используют кисти, при помощи которых наносят точечные капли, мазки на ткань. После этого сверху покрывают краской.


Затем можно снова нанести на определенные участки воск и другую краску. Если вы хотите, чтобы узоры были упорядоченными, можете окунать в расплавленный воск штампы и наносить его таким образом.


Можно использовать 2–3 тона или больше - 4–5, тогда получится полотно такого типа.


Когда краска высохнет, нужно избавиться от воска. Для этого на полотно кладут газету, проглаживают ее. Она впитает расплавленный парафин. Затем кладут еще одну, проглаживают. Используют и другие газеты, если есть остатки воска.


Ознакомьтесь с мастер-классом, в котором рассказано, как эффектно будет выглядеть выполненная по принципу батик одежда. В данном случае вы будете декорировать шаль.


Для работы вам понадобятся:
  • натуральная ткань (шелк, хлопок, шерсть);
  • трафарет из картона;
  • краски для росписи по ткани;
  • стакан воды;
  • кисточки;
  • воск;
  • целлофан, газеты;
  • резиновые перчатки;

При работе наденьте одежду, которую не жалко испортить, так как краска для ткани не отстирывается. Лучше надеть непромокающий фартук, который защитит вещи.

  1. Застелите рабочую поверхность газетами, целлофаном, чтобы она не испачкалась.
  2. Желтую краску разведите в воде в емкости. Опустите сюда ткань.
  3. Когда она окрасится, отожмите руками в перчатках, просушите феном, чтобы быстрее высохла.
  4. Положите на полотно трафарет. Это могут быть не только осенние листья, но и бабочки, цветы, сердечки и т.д.
  5. Поместите кусочки воска в небольшую кастрюлю или ковш, растопите на водяной бане. Можно использовать свечи.
  6. Приложите трафарет к выбранному участку на ткани, нанесите сюда кистью расплавленный воск.
  7. Если хотите, стряхните воск с кисти, чтобы на платке появились красивые капли и разводы. Для этого можете растереть их кисточкой.
  8. Добавьте в водный раствор желтой краски немного зеленой, покройте ткань этой салатовой краской.
  9. Промокните губкой капли краски с листьев (они не окрасятся салатовым, так как покрыты воском). Просушите полотно феном.
  10. Прогладьте полотно через тряпочку. Чтобы платок стал мягче, прополощите его в воде, в которую добавьте кондиционера.
  11. Осталось высушить палантин и можно примерять обновку, любуясь тем, как краски для батика и ваше трудолюбие помогли создать дизайнерскую вещь.

Раскраска футболки

Ее нам также поможет создать техника батик. Вы можете нарисовать цветы, животных, используя холодный, горячий способ или сделать вот такой абстрактный рисунок.


Его поможет сделать узелковый способ. Для него вам будут нужны:
  • краска для батика;
  • белые нитки;
  • техническая миска;
  • вода;
  • кисть;
  • хлопковая или шелковая ткань.


Завяжите узелки вот таким образом:


В поэтапном мастер-классе показано, как действовать дальше.


В такой технике можно сделать узоры не только на футболках, но и раскрасить леггинсы.


Посмотрите на несколько способов сворачивания полотна, чтобы сделать ткань батик.


На первом рисунке показано, что нужно сперва прошить наметкой, затем затянуть эту нить и накрутить ее на данное место. На втором рисунке уже 3 наметочных шва - два из них делают справа, а третий - слева. Останется затянуть нить, намотать ее, и можно красить ткань, чтобы получился батик.


Чтобы сложить полотно, как рис. 3, вам понадобятся:
  • ткань;
  • деревянная дощечка;
  • нить;
  • ножницы.
Сначала ткань сворачивается «гармошкой». Теперь к лицевой стороне нужно приложить дощечку, перевязать ее в двух местах нитями. Ткань на рис. 4 также сначала складывают «гармошкой». Затем ее нужно перемотать нитью и придать заготовке форму елочки, также при помощи нитей. Таким образом можно изготовить детский батик, декорируя футболку для ребенка.

Следующий образец получается путем складывания полотна несколько раз и перевязывания веревкой крест-накрест.

Как нарисовать цветы?

Вы можете воспользоваться следующими идеями, когда будете создавать в технике батик детскую или взрослую одежду, полотно для декорирования помещения. Композиции из цветов прекрасно смотрятся на таких вещах.

  1. Чтобы нарисовать фиалку, сначала начертите окружность, чуть вытянутую к левому и правому краям.
  2. В ее центре обозначьте сердцевину, из которой наверх выходит маленький овал, который впоследствии будет цветоножкой. Не забудьте изобразить стебель.
  3. Вот как нарисовать цветы дальше. Изображаем 3 симметричных лепестка, а за двумя верхними - еще по одному.
  4. Нарисуем на одном стебле 2 зубчатых листа.
  5. Сотрите овал. Вот таким образом можно раскрасить ткань батик, нарисовав на ней фиалки.
Если вы хотите, чтобы на полотне красовался целый букет, следующий мастер-класс вам поможет.

  1. Начертите 3 овала разного размера. В центре каждого изобразите волнистую сердцевину цветка, а внизу - стебель.
  2. Теперь нужно нарисовать вокруг каждой сердцевины по цветку, а справа наверху – бутон.
  3. Изобразите стебли более объемными. Подрисуйте к каждому листья, нарисуйте их и вокруг цветков.
  4. Сотрите вспомогательные окружности.

На полотне нужно сразу рисовать букет цветов, без вспомогательных линий, поэтому лучше сначала потренируйтесь в этом на бумаге, а затем вы уже сможете создать детский батик или взрослый на ткани.


А вот как нарисовать розы.


Сначала на бумаге начертите несколько окружностей, затем преобразуйте каждую в многослойный распустившийся бутон. Поэтапные фото помогут в этом. Потренировавшись на бумаге, вы с первого раза нарисуете резервом розы на ткани и создадите красочное полотно в технике батик.

Тюльпаны в технике "Батик". Мастер-класс с пошаговыми фото

Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №239», г.Кемерово
Описание : данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
Назначение : сувенир может служить украшением интерьера или можно преподнести в качестве подарка.
Цель : знакомство детей с искусством батика.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик».
2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.
3. Учить применять солевую технику.
4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.
5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.
6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.
Материалы и инструменты, необходимые для работы: деревянная рамка, кнопки, отрез шелковой ткани, акриловая краска по шелку, контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.

Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. К тому же процесс можно упростить, если наносить контур рисунка уже на затонированную ткань, а вместо специального резерва, который выдувается из специальных трубочек, можно использовать специальные контуры. Дети 5-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.

Основные этапы создания картины в технике «холодного батика»:
- подготовка всех материалов для росписи
- подбор ткани (лучше шёлк, крепдешин, можно искусственный)
- создание эскиза на бумаге
- натяжка ткани (предварительно постиранной, чтобы не было проблем в дальнейшем с «усадкой») на рамку
- заливка фона
- перенос эскиза на ткань
- обводка контуром эскиза
- проверка, чтобы не было протёков
- заливка цветом основных элементов
- закрепление картины утюгом (иногда это не требуется, всё зависит от красок)

Обычно для батика используют тонкие, плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

Ткань натягиваем на раму. Я использую раму, в которую потом буду вставлять готовую работу. Но ее необходимо перевернуть,чтобы не замарать краской лицевую сторону. Оставьте припуски на ткани 2-3см.


Я пользуюсь кнопками.


Сначала закрепляю верхний угол и противоположный ему.


Затем нижний угол, и противоположный ему. Ткань при этом слегка натягиваю. Детям конечно на этом этапе необходимо помочь. От того как правильно натянута ткань, зависит насколько красиво и ровно ляжет краска.


Затем втыкайте кнопки на небольшом расстоянии друг от друга.


Для того что бы краска красиво растекалась, мочим ткань кистью. Выбираем кисточку пошире.


Делаем фон для нашей картинки. С помощью зеленой и желтой акриловой краски.


Наносим зеленую краску полосами. На расстоянии друг от друга.


Желтые полоски рисуем, заступив уже на окрашенные зеленые. Влажные краски сольются и образуют плавный переход.



Очень красиво выглядит солевой эффект. Пока краска не высохла, ею посыпают необходимый участок. Кристаллы соли частично впитают пигмент, появятся размытые белые пятнышки.



Заранее подготовленный эскиз подкладывают под раму. Рисунок должен просвечивать через материал. Карандашом перерисовываем его на ткань. Но можно и сразу рисовать контуром, если рисунок не сложный. Движения руки в этом случае более уверенные, и мы избегаем эффекта дрожащей линии. Хотя, кому как удобно!


Обводим рисунок с помощью черного контура, который не даст краске выйти за пределы рисунка. Важно чтобы контур хорошо проникал в ткань и линии были замкнутыми.



Начинаем роспись цветов. Работайте кистью, немного отступив от линии контура, чтобы краска растекаясь, не прошла за его пределы. Можно предварительно смочить чистой водой участок, с которым будете работать. Это дает более эффектное размытие красок.


Сначала используйте более светлую красную красочку, не дав ей подсохнуть, поверх наложите краску более темного оттенка.


Можно посыпать солью.



Раскрашиваем стебли и листочки, так же используя краски нескольких оттенков. Можно добавить и другой цвет, например желтый.

Одним из популярных направлений в росписи ткани является “холодный батик”. Интересные образы рождает это сочетание слов. У меня сразу возникает ощущение чего-то кристального, прозрачного и сверкающего на солнце. Сразу появились вопросы: а почему холодный? Если есть холодный, значит, должен быть и горячий? Если я права, то в чем отличие?

Эта техника появилась в начале 20 века. Её основная особенность в том, что в качестве резервирующего применяется состав из бензина, парафина и резинового клея.

Резервирующий состав не нужно плавить как воск в случае с горячим батиком. И можно работать в обычном температурном режиме. Состав представляет собой густую, как тесто для блинчиков, смесь с резким бензиновым запахом. Резерв наносится на ткань с помощью стеклянной трубочки.

Стеклянную трубочку условно можно разделить на три части: первая — самая длинная — сама стеклянная трубка, вторая часть имеет форму шара, именно там находится резерв, а третья часть — изогнутый носик с узким отверстием, через который вытекает резерв.

При рисовании состав из резервуара вытекает на ткань через кончик с узким отверстием. В зависимости от решаемых задач применяются трубки с разным диаметром выходного отверстия.

Резервом создаем замкнутые контуры, не дающие протекать краске, таким образом на ткани появляются четкие границы для заполнения цветом.

Контур применяется не только для создания границ, но и как самостоятельный декоративный элемент. Благодаря четко очерченному контуру работа получается более графичной.

Резервирующий состав можно приготовить самим, но проще купить в специализированном магазине. Сейчас представлен огромный выбор контуров как бесцветных, так и цветных.

При покупке внимательно смотрите на однородность консистенции (не должно быть никаких примесей и осадков), а также на срок годности.

Стеклянные трубочки тоже продаются в магазинах. Для качественной работы очень важное значение имеет угол наклона носика трубочки. Он должен быть 135 градусов. При выборе обратите внимание на кончик трубочки, там не должно быть сколов и трещин.

Работа стеклянной трубочкой требует некоторой сноровки. Рука находится на весу. Чтобы избежать капель, кончик трубочки нужно вытирать от излишков резерва.

Чтобы получались линии одинаковой толщины, старайтесь двигать рукой равномерно. Закончив работу с трубочкой, поверните ее носиком вверх, резерв уйдет в резервуар, что предотвратит вытекание контура.

После того как работа закончена, трубочку нужно промыть растворителем или уайт спиритом, чтобы предотвратить высыхание резерва внутри. Если все-таки резерв высох и закупорил носик трубочки, можно попробовать прочистить его тонкой проволокой. Действовать нужно предельно аккуратно, чтобы не повредить инструмент.

Выбирая основу для батика, остановитесь на тканях из натуральных волокон. Хотя тут открывается огромное поле для экспериментов. На разных тканях краска будет вести себя по-иному.

Когда я рисую на хлопке, получаются очень яркие, насыщенные цветовые пятна, на шелке — тонкие, сложные переходы. Хлопок матовый, соответственно, и цвет на нем звучит ярко и определенно, шелк нежен и имеет свой блеск, краски на нем сияют.

Перед началом работы любую ткань нужно очистить от узелков, постирать и тщательно прополоскать.

Важное значение имеет степень натяжения ткани на подрамник. Ткань должна быть натянута равномерно со всех сторон, продольная и поперечная нити материала перпендикулярны друг другу. Идеальной считается ткань, натянутая как барабан.

Подрамники для батика могут быть любые, от обычных до специальных — раздвижных. Главное, чтобы кнопки легко входили в подрамник. Меня очень выручают силовые кнопки с цветными пластиковыми головками.


Следующий пункт — краски. Краски по ткани делятся по способу их фиксирования — это анилиновые (закрепление паром) либо акриловые (проглаживание горячим утюгом).

Я предпочитаю работать с акриловыми красками по ткани. После окончания работы проглаживаю ткань утюгом с изнаночной стороны. Температурный режим выбираю подходящий ткани.

Рассмотрим основные этапы работы в технике “холодный батик”, как это делаю я.

Первый пункт — идея, мысль (делаем эскизы). Затем рисуем чистовой вариант в масштабе 1:1. Это может быть подробный эскиз в цвете или линейное изображение.

Берем кусок ткани размером немного больше подрамника, на котором будем работать. Ткань выбираем натуральную — хлопок, шелк и т.д. Ее нужно постирать и хорошо сполоснуть.

Подкладываем чистовой вариант эскиза под ткань и аккуратно переносим рисунок. Можно или простым карандашом (!!! не отстирывается) или специальным фломастером, который при соприкосновении с водой исчезает.

Берем подрамник, кнопки и начинаем натягивать ткань (рисунком вверх). Сперва закрепляем кнопками по углам, затем натягиваем середины сторон, достигая максимального натяжения ткани. Обратите внимание, чтобы нити ткани были перпендикулярны друг другу, без перекосов.

Далее идет работа с резервом и трубочкой. Набираем в трубочку резервирующий состав с помощью медицинской груши. Вытираем кончик трубочки. Прикладываем трубочку с резервом к рисунку на ткани и начинаем вести линии. Стараемся, чтобы контур был замкнутым, иначе краска «убежит» в другую часть рисунка.

После того как контур нанесен, ждем 2 часа до полного его высыхания. Пробуем нанести кисточкой чистую воду внутрь замкнутых контуров. Если контур пропускает воду, нужно нанести еще один слой резервирующего состава уже с обратной стороны.

Когда резерв нанесен, высушен и проверен, можно приступать непосредственно к работе красками. Краски по ткани водорастворимые. Нам понадобятся кисточки, вода и палитра. Некоторые мастера предпочитают наносить краски губками или спонжами. Возможен и такой вариант, выбор за Вами.

Надеюсь, описанные выше этапы работы помогут Вам в работе над своим первым батиком. Не стоит пугаться сложных инструментов, особенностей техники — все приходит с опытом. Ведь Вы получите еще один великолепный способ творческого самовыражения, и кто знает, куда приведет Вас этот путь.

Процесс работы над батиком очень интересен и красив. Это захватывающее зрелище. Немного времени пройдет, и Вы начнете чувствовать ткань, поведение краски на ней. Именно тогда волшебные переходы будут рождаться не случайным образом, а благодаря осознанному применению знаний, полученных с опытом. Попробуйте, Вам понравится!

А про технику горячего батика, я расскажу Вам в следующей статье.

Загрузка...