art-school-family.ru

Прорезные трафареты по бересте для шкатулок. Шемогодская резьба по бересте

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу? Я встречала разные подходы к этому. Привожу свой вариант в качестве мастер-класса.
Итак, какие инструменты нам понадобятся?

Во-первых, это конечно же нож-косяк и нож-перо:

Нож-косяк (справа) нужен для первоначальной обработки бересты от наростов и неровностей на белой (изнаночной) стороне. Ее необходимо почистить, чтобы затем бересту с прорезанным орнаментом наклеить на изделие (шкатулка или фон для картины).
Миниатюрный нож-перо (слева) нужен для самой резьбы. Многие вологодские мастера пользуются при резьбе только им.
Я же пользуюсь еще и стамесками по дереву. Это дугообразные стамески различной степени выпуклости, прямые и треугольные:


Зарекомендовали себя стамески из серии «Татьянка», они достаточно тонкие и медленно тупятся, хотя и стоят довольно прилично, но один раз можно и потратиться, ибо служить они будут вам долгие годы.
Также необходимы шила. Причем их надо немного затупить, чтобы они не царапали бересту:

Бересту для резьбы подбираем качественную, гладкую, ровного цвета и без особых наплывов. Счищаем ножом или отслаиваем внутренний (белый слой) бересты. Отслаивается береста легко. Нужно подцепить ногтем необходимую толщину и отделить:


Эскиз вы можете сами нанести на бересту шилом. Я часто пользуюсь заготовками, распечатанными на принтере на бумаге. Прикладываем эскиз к бересте и обводим шилом:


Получается довольно четкий оттиск:


Теперь прорезаем бересту насквозь по линиям, используя стамески для изогнутых линий и нож для более-менее прямых:


Чтобы сделать тиснение, я использую фрезы по металлу. Они оставляют рисунок в виде «звездочки»:


Если этой же фрезой вести линию, проворачивая ее, получается симпатичная «бороздка»:


Рамку вокруг рисунка я обвожу шилом по линейке:


Красивый оттиск-пунктир остается от точек, нанесенных тупым шилом:


Для того, чтобы наклеить бересту с орнаментом на изделие, используем клей ПВА, который наносится на губку для мытья посуды. Им аккуратно тампонируем бересту с изнаночной стороны.

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз вспоминали "мороз по жести" из Великого Устюга: , ну а сегодня поговорим о красивой резьбе по бересте примерно из того же района:-) Изделия мастерой Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России часто называли деревянными кружевами, и по делу - очень красиво. Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.

Первое упоминание о берестяных шемогодских вещах, как о товаре, находим на страницах путевого дневника отставного секунд-майора Петра Челищева, посетившего Великий Устюг в 1791 г.

Резьбой по бересте начали заниматься там, где под рукой был материал. В деревне Курово-Наволок, окружённой березовыми лесами, и начал работать первый резчик- знаменитый Вепрев.
Долгое время резьбой по бересте здесь занимались только его потомки. Здесь и возник сам промысел.

Крестьяне деревни Курово-Наволок ещё в XVIII в. научились искусству прорези и тиснения на бересте, а во второй пол. XIX в. этим ремеслом уже занимались крестьяне в 14 деревнях Шемогодской волости.

Орнаменты шемогодских резчиков, названные «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
В ранних памятниках преобладают сюжетные композиции. На берестяных шкатулках, тавлинках, сундучках в обрамлении растительного орнамента изображались сцены из дворянской жизни, юмористические нравоучительные картинки, сказочные существа, повседневные крестьянские занятия. С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров.

На развитие орнаментального искусства резной бересты в разное время оказали влияние резьба по кости, просечное железо, северная чернь, резьба и роспись по дереву. Однако, испытав на себе различные влияния, Шемогодская береста осталась самобытной и неповторимой. Общие корни декоративного стиля XVI - XVIII вв. прослеживаются в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах черневого и сканого серебра, резной кости, настенных росписей, набойки и вышивки.
Резная береста сродни просечному железу, но ещё больше - просечному олову. Металлический ажур на царских вратах, датируемых H.H. Соболевым 1748 г., из надвратной Владимирской церкви Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге служит ярким тому примером. Этот же приём встречается в устюжских сундуках-«теремах», окованных узорно-просечным железом, нередко с фоном из цветной бумаги, покрытой слюдой.

Особенно наглядна близость берестяных узоров орнаментальным мотивам чеканных, гравированных металлических окладов и басмы, украшающих устюжские иконы XVI - XVII вв.


Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла всё поле резьбы узорным кружевом. На их кончиках - круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов - «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линий, сеточки. Выделяются произведения с сюжетными композициями.

Типичные узоры прорезной шемогодской бересты - изображения зверей, людей, птиц, растительность - гравируются тупым шилом на берестяных листах и прорезаются с отбрасыванием фона острым ножом. Порою под ажур подкладывается фольга или цветная бумага, а резьба сочетается с тиснением. Прорезная береста полосами клеится на поверхность утилитарно-декоративных деревянных изделий - в специальные углубления - блюда, рамки, коробки. Иногда такие изделия выполняются из двух слоёв бересты - туеса.

Мастера пользуются и другими приёмами, помещая, например, среди пышного растительного узора орнаментально трактованное изображение птиц. Широкое использование данного образа во многих видах народного искусства - вышивке, кружеве, резьбе и росписи по дереву - свидетельствует о давней традиционности этой фигуры, призванной, видимо, выполнять функции оберега.

К счастью, после падения Империи искусство не было утеряно. В 1918 г. кустари объединились в кооперативные артели. Местными властями края были организованы централизованные заказы, коллективная заготовка сырья и сбыт готовой продукции. Большую роль в производстве берестяных изделий стали играть женщины.

В 1935 г. после объединения всех мастеров резьбы по бересте в одну артель при Шемогодском мебельном комбинате начинаются активные поиски нового стиля, новых орнаментальных и сюжетных форм.
Основу композиции шемогодских узоров 1940-х гг. составляет стебель - «бегунок», от которого в разные стороны мягко расходятся более мелкие побеги, так называемые «заветеньки», увенчанные овальными с тонкой частой просечкой листочками, а также двулистниками и трилистниками, небольшими розетками «семечками», напоминающими многолепестковый цветок; аналогичный элемент, только более крупный, мы наблюдаем в шемогодском орнаменте второй пол. XIX в.
В послевоенный период шемогодский орнамент, сохраняя свой общий традиционный характер, заметно усложняется.

В 1972 г. Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей.
Так начался новый этап в истории промысла - подлинное его возрождение.
В 1981 г. в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики «Великоустюгские узоры». Которая и действует, к счастью, по сей день
Ассортимент выпускаемой в настоящее время продукции насчитывает более 200 наименований: короба, корзины, туеса, подстаканники, шкатулки, наборы сувенирных разделочных досок, тарелки декоративные, подносы, сигаретницы, письменные наборы и т.д.

С древних времен березовая кора (береста) использовалась для изготовления необходимых бытовых предметов, в том числе посуды. В такой посуде продукты хранятся длительное время, так как береста не пропускает тепло и свет и содержит большое количество дубильных веществ. Эти свойства материала используются и в наше время. «Великоустюгские узоры» поставляет свою продукцию предприятиям, которые занимаются расфасовкой в берестяные туеса вологодского масла, грибов, ягод и т.д. По разработкам московских фирм производится берестяная упаковка для подарочных наборов, освоено производство письменных комплектов для кабинетов и офисов.
Есть небольшой музей при фабрике. Будете в Великом Устюге - обязательно посетите!
Приятного времени суток.

Изящной резьбой. Прорезные отверстия в виде кружков, овалов, полулунок, ромбов в сочетании с различными цветными подкладками образовывали характерный для каждого района и области орнамент.

Слово «орнамент» происходит от латинского ornamentum - «украшение». Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Узоры орнаментов часто строятся по принципам симметрии, а мотивы и образы подвергаются стилизации и обобщению.

Декоративное начало орнамента сочетается со смысловым. Уже в эпохи палеолита и неолита человек создал первый геометрический орнамент, состоящий из зигзагов, крестов, кругов и прямых линий. В этих рисунках отразился весь окружающий человека мир: небо, земля, вода, вселенная. В дальнейшем появляются животный и растительный орнаменты, в которых стилизованные узоры, создавая своеобразное письмо (пиктограмму), передавали из поколения в поколение рассказ о жизни наших предков.

Различие природных условий привело к тому, что каждый народ создал свой орнаментальный язык Но следуя канону национального орнамента, мастера включали в узоры элементы, передающие своеобразие и колорит своей местности. Например, люди, живущие в северных, лесистых, районах России, предпочитали использовать в орнаменте елочки, а жители Крайнего Севера - оленей, киргизы и казахи - рога баранов, а народы Кавказа - грозди винограда, различные плоды.

Не только узор, но и цвет всегда играл в орнаменте важную роль. Так, например, у китайцев красный цвет означает юг, черный - север, зеленый - восток, белый - запад, желтый - центр. А у киргизов синий - небо, красный - огонь, желтый - пустыню. В орнаментах могут быть зашифрованы целые послания. Примером такого своеобразного письма может служить орнамент, описанный в произведении Г. У. Лонгфелло по мотивам индийских народных сказаний - «Песнь о Гайавате»:

...Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на берёсте
Много сделал тайных знаков,
_________
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;

_________
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес - дугу над нею,
Для восхода - точку слева,
Для заката - точку справа,
А для полдня - на вершине.
________
След, направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира...

(Перевод И. Бунина)

Для русского орнамента характерно исключительное богатство геометрических и растительных форм, что нашло свое отражение не только в народной вышивке и традиционной резьбе по дереву, но и в резьбе и росписи по бересте.

Пожалуй, самой замечательной считается прорезная, или просечная, резьба по бересте, которая до сих пор встречается на русском Севере. Изображениями оленьих рогов, птиц, вырезанными из бересты, украшали короба мастера Западной Сибири. Интересны орнаменты северных народов России. На рисунках, помещенных в этой статье, представлены разнообразные орнаменты. Вы можете повторить изделия полностью или использовать только орнамент.

Красота и художественная ценность берестяного изделия зависят во многом от техники исполнения, в которой большую роль играют навыки (например, крутообразное движение руки во время резьбы).

Перед резьбой бересту необходимо хорошо очистить с обеих сторон и срезать до толщины в 2 мм. Из инструментов для резьбы используются нож-резак (он продается в магазинах канцелярских товаров и бывает с прячущимся лезвием) и небольшое притуплённое и отшлифованное шило. Для разметки рисунка необходимы линейка, угольник, циркуль, переводная или копировальная бумага, хорошо заточенный карандаш средней твердости и ластик Удобно использовать заранее заготовленные шаблоны для повторяющихся изображений орнамента.


Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной дощечке.
Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовки рисунок. Сначала режут кайму, а потом - центральную часть рисунка. Крупные части рисунка обязательно вырезаются по нанесенному контору, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и на глазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируются шильцем и мелкой прорезкой.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых заданий и несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3 мм длиной и 0,3-0,5 мм шириной, а затем полулунки, ромбики, «пирожки» и так далее, постепенно усложняя рисунок.
На рисунках 92-94 представлены варианты изделий, выполненных техникой прорезной бересты с цветной подкладкой и комбинированием прорезывания с аппликацией (или берестяной интарсией).

Если под бересту делают подкладку из фольги или цветной бумаги, то ее сначала наклеивают на подкладку, а затем уже приклеивают к основе.

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу? Я встречала разные подходы к этому. Привожу свой вариант в качестве мастер-класса.
Итак, какие инструменты нам понадобятся?
Во-первых, это конечно же нож- косяк и нож-перо:

Нож-косяк (справа) нужен для первоначальной обработки бересты от наростов и неровностей на белой (изнаночной) стороне. Ее необходимо почистить, чтобы затем бересту с прорезанным орнаментом наклеить на изделие (шкатулка или фон для картины).
Миниатюрный нож- перо (слева) нужен для самой резьбы. Многие вологодские мастера пользуются при резьбе только им.
Я же пользуюсь еще и стамесками по дереву. Это дугообразные стамески различной степени выпуклости, прямые и треугольные:

Зарекомендовали себя стамески из серии «Татьянка», они достаточно тонкие и медленно тупятся, хотя и стоят довольно прилично, но один раз можно и потратиться, ибо служить они будут вам долгие годы.
Также необходимы шила. Причем их надо немного затупить, чтобы они не царапали бересту:

Бересту для резьбы подбираем качественную, гладкую, ровного цвета и без особых наплывов. Счищаем ножом или отслаиваем внутренний (белый слой) бересты. Отслаивается береста легко. Нужно подцепить ногтем необходимую толщину и отделить:

Эскиз вы можете сами нанести на бересту шилом. Я часто пользуюсь заготовками, распечатанными на принтере на бумаге. Прикладываем эскиз к бересте и обводим шилом:

Получается довольно четкий оттиск:

Теперь прорезаем бересту насквозь по линиям, используя стамески для изогнутых линий и нож для более-менее прямых:



Чтобы сделать тиснение, я использую фрезы по металлу. Они оставляют рисунок в виде «звездочки»:

Если этой же фрезой вести линию, проворачивая ее, получается симпатичная «бороздка»:

Рамку вокруг рисунка я обвожу шилом по линейке:

Красивый оттиск- пунктир остается от точек, нанесенных тупым шилом:

Для того, чтобы наклеить бересту с орнаментом на изделие, используем клей ПВА, который наносится на губку для мытья посуды. Им аккуратно тампонируем бересту с изнаночной стороны.

Шемогодская береста

Промысел возник в городе Великий Устюг Вологодской области в конце XVIII — начале XIX века. Орнамент шемогодских резчиков в народе называют «берестяным кружевом». Промысел связан с обработкой березовой коры и изготовлением из нее шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

~~~~~~~~~~~



Перед тем, как вырезать сам рисунок, на подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся контуры будущего изображения. После того, как рисунок закончен, берестяную пластину наклеивают на изделие.
В деревне Курово-Наволок в 1918 году образовалась артель «Художник», а в 1981 году создаётся художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.
Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Судя по сохранившимся до наших дней ранним образцам шемогодской резьбы, заметно влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.
Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.
Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в Великом Устюге он видел в торговых рядах и «берещеные фигурками напечатанные бураки».
По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

Вероятно, одной из причин возникновения берестяного промысла в Шемогодской волости была ее близость к Великому Устюгу, старинному центру художественных ремесел, с которым связана история черневого серебра, филиграни и скани, перегородчатых эмалей, расписных изразцов, золотного шитья, просечного железа, резьбы и росписи по дереву. Период с XVI по XVIII век был временем расцвета местной художественной культуры, достижения которой и сохранились в дальнейшем в работах народных ремесленников.


Наиболее полное описание промысла было сделано Ф. А. Арсеньевым в 1882 году: "В Великоустюжском уезде в 14 деревнях Шемогодской волости существует производство бураков из березовой коры. По прочности и аккуратности работы бураки превосходят деревянную посуду в том отношении, что никогда не рассыхаются, употребляются в домашнем быту для носки молока и под различные соленья; большие - заменяют ведра. Все бурачное производство определяется в 2800-х рублях. Промысел этот в последнее время начал падать по недостатку материала, да и не следует хотеть, чтобы он развивался, т. к. бурачное дело служит причиною громаднейшего истребления березовых лесов.
Бурачным делом занимаются в Шемогодской волости 168 человек, в числе которых 110 домохозяев. Заработок ничтожный, не превышает 16 рублей на взрослого человека в течение шести зимних месяцев. Лучшие бурачники в д. Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки с мелкой вырезкой, украшенной разноцветной фольгою. Сбыт бураков в г. Устюге и скупщикам во все уезды Вологодской губернии.
Узоры на бураках всегда вырезают мастера простым остроконечным ножом; некоторые так наметились в этом деле, что прямо от руки сочиняют узор и никогда не собьются в рисунке".
Техника шемогодской резьбы использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».
По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках - круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.
Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.
При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.
Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.
С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы, выдающимся мастером конца XIX-начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента - того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. Работы мастера отличались чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель «Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934 г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.


В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 г., когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. После неудачных «новаций» 1950—1960-х годов промысел вновь начал активно развиваться. В 1972 году Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей. Обучение молодых резчиков сложному языку искусства прорезной бересты поручили А. Е. Марковой. Так начался новый этап в истории промысла - подлинное его возрождение.
В 1981 году в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики "Великоустюгские узоры". С этого времени А. Е. Маркова работает в составе творческой группы, созданной на фабрике. Изделия мастера все чаще стали демонстрироваться на различного ранга выставках, их приобретают музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Суздаля, Великого Устюга.

«Славянская культура»

Загрузка...